Суббота, 27.04.2024, 08:32
Приветствую Вас, Гость

Руководитель кружка - воспитатель Яна Петровна Кихтенко

Пояснительная записка

Направленность программы:  В соответствии с комплексной модернизацией образования и с целью обеспечения равных стартовых возможностей для образования детей перед школой  была разработана программа  «Добрый мир», которая строится в соответствии с целью и общими принципами ФГОС. Содержательный модуль реализует задачи возрождения традиционного для России духовно-нравственного воспитания. В процессе освоения программы на основе знакомства детей с ценностями православной культуры решается задача развития личности дошкольника.
Актуальность: Задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей являются в настоящее время наиболее актуальной задачей системы дошкольного образования. Это объясняется введением в Стандарты нового поколения для  начальной школы новой предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» в составе шести модулей, среди которых «Основы православной культуры».  
Педагогическая целесообразность: Процесс формирования личностных качеств ребенка имея сенситивный период развития в дошкольном возрасте, носит длительный пролонгированный характер, имеет отсроченные результаты, поэтому для получения полноценных личностных результатов должна быть преемственность на уровне дошкольного и школьного звена системы образования.
Основная цель программы – развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.                             Программа ориентирована на решение следующих задач:
-духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традициям  России
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
-развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
          - создание условий творческого развития;
- приобретение культурологических знаний, необходимых для    разностороннего развития личности
-обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
Отличительные особенности программы:
программа построена с учётом возрастных возможностей детей 5-6 лет.
Детям не только сообщаются готовые знания, но и ставятся проблемные ситуации, в разрешении которых они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровне технологии.  Программа разработана на традиции отечественной педагогической школы в области нравственного воспитания детей, однако дополнена материалами духовно-нравственного характера.
Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии:
-  игровые, т.к .ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;
-  информационно – коммуникационные – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности получения  информации;
-  технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний, на основе имеющихся знаний и опыта ребёнка.
  Пространство занятий готовит малыша к общению в школьном коллективе, учит доказывать свою точку зрения, с одной стороны, а с другой - быть терпеливыми и мудрыми с окружающими людьми. Занятия проходят в комфортной атмосфере, в которой педагог находит индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогая развить ему творческий потенциал.
    Возраст детей:
Программа ориентирована на детей 5-6 лет
  Срок реализации программы:   на 1 год,  всего 68 занятий.
 Формы и режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 мин.  Формы работы: индивидуальная, работа в группах, самостоятельная работа, 
  Основные содержательные компоненты программы:
-о религиозной культуре, как о добром и красивом мире творений Божьих;
-о нормах устройства отношений в мире, как системе духовно-нравственных отношений человека к Богу, к обществу, к людям, себе, миру вещей и природы
 Ожидаемые результаты:
-Способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий в культурно историческом и социокультурном контексте.
-Умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.
В результате работы по этой программе у детей развиваются базовые моральные качества:
а) любовь к людям (сострадание , желание порадовать близких, видение добра в людях, а не их недостатков) ,
б) стыд (различение в себе добра и зла и т.д)
в) чувство совести ( оценка своего поведения и его мотивов, на основе христианских норм)
В качестве критериев оценки личностного развития ребёнка была выделена группа отношений, которые характеризуются понятием духовной культуры «благочестивые» - т.е добрые, заботливые, честные, трудолюбивые. Противоположными им показателями являются: недобрые, эгоистичные, лукавые, ленивые.
Формы контроля могут быть вариативными, включая анализ продуктов творческой деятельности.
В процессе реализации дополнительной образовательной программы дети  будут участвовать в выставках, на праздниках детского сада.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Устроение мира. Наш красивый добрый мир    
Устроение отношений в мире. Что такое хорошо и что такое плохо?
Как устроены отношения в нашей жизни.    
Ценности жизни христиан. Чему мы радуемся? Православные праздники   
Содержание программы «Добрый мир»
Содержание программы «Добрый мир» ориентировано на:
- духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
-приобретение культорологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
 Направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к наблюдению и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям;
- воспитание любви к Родине, семье;
- создание условий для самоанализа, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
укрепление психического и физического здоровья ребенка;
Программа состоит из 4 разделов: 
«Устроение мира. Наш красивый добрый мир» 
Темы разделов: «Свет. День. Ночь», «Небо», «Земля. Вода. Растения», «Солнце, луна, звезды», «Птицы. Рыбы. Насекомые», «Животные», «Человек», «День отдыха».
Устроение отношений в мире. Что такое хорошо и что такое плохо?
Темы разделов: «О послушании. О трудолюбии», «О прощении, упрямстве», «О милосердии, любви, заботе. Помоги!», «О скромности и хвастовстве», «О воровстве, хитрости, о смелости, о совести»
Как устроены отношения в нашей жизни.
Темы разделов: «Семья», «Родина», «Православный храм», «Наши меньшие друзья».
Ценности жизни христиан. Чему мы радуемся? Православные праздники.
Темы разделов: «Рождество Христово», «Пасха», «День ангела».

Материально – техническое обеспечение .

Материально – техническое обеспечение программы дополнительного образования детей «Добрый мир» включает:
магнитная доска, магнитофон; проектор, экран, компьютер, краски, карандаши, мелки, альбомы, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, природный материал,  иллюстрации, игрушки и т.д.                               

Список использованной литературы:                                                               

«Добрый мир. Православная культура для малышей» Л.Л. Шевченко