Суббота, 27.04.2024, 08:48
Приветствую Вас, Гость

Руководитель кружка - Яна Петровна Кихтенко

Пояснительная записка


В последние годы произошло переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, стала задачей государственной важности.
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, любовь к своим ближним, к родным местам, родной стране. Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду.
Патриотическое воспитание дошкольников предусмотрено в основной образовательной программе дошкольного образовательного учреждения ( далее ООП) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Программа «Мы живем в России» авторов Н.Г. Зеленовой и Л.Е. Осиповой реализуется учреждением как парциальная программа к ООП ДО МБДОУ детский сад «Солнышко» с.Новобессергеневка, в части формируемой участниками образовательных отношений. Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие». Программа адаптирована к условиям МБДОУ детский сад «Солнышко» с.Новобессергеневка, и разработана в соответствии с основными требованиями ФГОС ДО. Программа ориентирована на детей в возрасте от 4 до 7 лет и реализуется через совместную деятельность взрослых и детей (непосредственно образовательную деятельность, проведение режимных моментов) и самостоятельную деятельность детей. Данная программа рассчитана на 3 года обучения.
Выбор данной программы для части, формируемой участниками образовательного процесса, соответствует потребностям и интересам детей и их родителей (законных представителей), а также возможностям педагогического коллектива.


Цели и задачи программы


Цель программы: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Цель программы достигается через решение следующих задач:
формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
формирование у детей чувство любви к своей родине, на основе приобщения к природе, культуре и традициям;
- формирование представлений о России как родной стране, Москве как о столице России;
воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому родного города, России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;
воспитание гражданско-патриотического чувства через изучение государственной символики России.
Принципы и подходы к формированию программы
В основу реализации программы положены следующие принципы:
- принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально- личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми;
принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна;
принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенно системе;
-принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;
- краеведческий – используется местное окружение, проводятся экскурсии на природу, в музеи для накопления чувственного опыта.
Программа:
строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (НОД, при проведении режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и организационном планах;
устанавливает партнерские взаимоотношения с организациями, которые способствуют обогащению культурного опыта детей, приобщению к национальным традициям, к природе и истории родного края.
Значимые для разработки и реализации программы характеристики, 
в том числе характеристики особенностей развития
детей дошкольного возраста.
Дошкольное детство — важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.
В дошкольном детстве ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.
У ребенка дошкольника формируются личностные качества, связанные с отношениями к людям. Это в первую очередь внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям, успехам и неудачам. Сочувствие и заботливость по отношению к людям проявляются у многих детей дошкольников, причем не только в игровых ситуациях, но и в реальной жизни. К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств, происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.
Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Результаты деятельности детей и взаимоотношения между ними способствуют актуализации эмоций, сложившихся ранее в опыте ребенка, а также перестройке или возникновению социальных эмоций. Ребенок в дошкольном возрасте постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослыми или другим ребенком. Этические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. Старший дошкольник во многих случаях уже в состоянии разумно объяснять свои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями, а значит, что у него сформировались начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения. Нравственный опыт передается к детям от взрослых и усваивается в процессе общения, наблюдения, подражания.
Таким образом, дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Планируемые результаты
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения программы
При достижении намеченной цели и решении поставленных задач дети будут:
уважать традиции семьи;
положительно относиться к родному городу;
испытывать гордость за принадлежность к своей стране и её народу;
интересоваться историей своего города, страны, проявлять заботу о природных и культурных ценностях своего народа;
у детей сформируются коммуникативные качества;
будут любознательны, инициативны и уверены в себе;
проявлять самостоятельность и творческую активность, участвовать в различных видах деятельности.
Ожидаемые образовательные результаты по возрастам
Ожидаемые образовательные результаты следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка
средней группы:
блок «Родная семья»: умение называть членов семьи, знание домашнего адреса, умение составлять короткий рассказ о семьи;
блок «Родная природа»: умение назвать приметы времен года, диких животных, рассказывать как зимуют звери и птицы, назвать зимние забавы;
блок «Родной город»: назвать родной город, достопримечательности города, связанными с детским отдыхом, знать виды городского транспорта;
блок «Родная страна»: знание названия нашей страны, умение узнавать государственные символы;
блок «Родная культура»: знание русских народных сказок, народных праздников, знание предметов декоративно-прикладного искусства ( дымковские игрушки, русские матрешки).
старшей группы:
блок «Родная семья»: умение называть членов семьи по имени, знание домашнего адреса, умение рассказывать о семейных традициях, составлять рассказ о семье;
блок «Родной город»: знать название родного города, реки, домашний адрес, профессии родителей, название достопримечательностей города, виды городского транспорта;
блок «Родная природа»: название времен года, сезонных изменений, название диких животных родного края, знание зимующих и перелетных птиц, название лекарственных растений родного края, растительности;
блок «Родная страна»: знание названия нашей страны и столицы, государственных символов России и умение узнавать их среди других;
блок «Родная культура»: знание народных традиций, русских народных праздников, знание русских народных пословиц и поговорок о Родине, знание декоративного - прикладного искусства (народных промыслов).
подготовительной к школе группы:
блок «Родная семья»: умение называть членов семьи, знать домашний адрес, умение составлять рассказ о семье и о семейных традициях;
блок «Родная природа»: название растений, животных и птиц разных климатических зон России, умение объяснить назначение заповедников, Красной книги РФ;
блок «Родной город»: знание название родного города, символы города их значение, знание народов населяющих родной город, знание животных, птиц и растений родного края;
блок «Родная страна»: название, страны и столицы, знание русских былинных богатырей, знание образцов русских народных промыслов, знание названий крупных городов и рек России, знание народов населяющих РФ, знание символического значения государственных символов России, знание о столице России, достопримечательностей Москвы.
блок «Родная культура»: знание народных традиций людей разных национальностей, русских народных праздников, знание имен знаменитых деятелей искусства, народных пословиц и поговорок о Родине, знание декоративного - прикладного искусства (народных промыслов).
Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)
Педагогический диагностика (мониторинг) осуществляется с помощью наблюдений за детьми во время обычных видов деятельности в детском саду и включает в себя:
сбор информации;
регистрацию полученных данных;
интерпретацию полученных результатов.
Основными методами сбора информации являются:
структурированное    наблюдение,    которое    отличается    от    обычного наблюдения, прежде всего тем, что имеет конкретную цель;
беседы с детьми;
вопросы и поручения;
сохранение и анализ продуктов детской деятельности;
Индивидуальная диагностика (мониторинг) и перспективы развития детей фиксируются в таблицы по блокам («Родная семья», «Родная природа», «Родной город», «Родная страна», «Родная культура»)
Оценка индивидуального развития ребенка проводится по следующим уровням показателей:
показатель сформирован (достаточный уровень) — ребенок имеет осознанные и полные знания, представления и понятия (в соответствии с возрастом) о своем городе, России, государственной символике, ее природе, культуре;
показатель в стадии формирования (уровень близкий к достаточному) – знания, представления и понятия ребенка (в соответствии с возрастом) не вполне осознанные и фрагментарные (ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого)
показатель не сформирован (недостаточный уровень) — ребенок не имеет осознанных и полных знаний, представлений и понятий о своем городе, России, государственной символике, ее природе, культуре.
Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном развитии ребенка. Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние возрастной нормы развития. Если по каким-то направлениям преобладают оценки «недостаточный уровень», проводится индивидуальная работа с ребёнком по данному направлению с учётом выявленных проблем.
По результатам педагогической диагностики составляются индивидуальные рекомендации родителям и ведется индивидуальная работа с воспитанником.
Педагогический мониторинг проводится - два раза в год: в начале года и в конце учебного года.
Программа предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам, что способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют собой целостную картину сведений о России.
1 блок «Родная семья» 2 блок «Родной город» 3 блок «Родная страна»
4 блок «Родная природа» 5 блок «Родная культура»
Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети средней группы получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.
Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.
Родная страна. На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, в средней группе знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной к школе группах, расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско – патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
Родная природа. Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети средней группы получают сначала элементарные сведения о природе участка, детского сада, затем краеведческие сведения о природе и, наконец, в старшей и подготовительной группах – общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.
Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно - прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
Работа по реализации программы осуществляется через совместную деятельность взрослых и детей: непосредственно образовательную деятельность, в ходе режимных моментов и самостоятельную деятельность детей.
В совместной деятельности воспитатели используют интегрированные, игровые – занятия по блокам. Каждая тема изучается с использованием бесед, видеопрезентаций, дидактических игр, игр-инсценировок, экскурсий, целевых прогулок. Воспитатели организуют исследовательскую, проектную деятельность, наблюдение. Часть занятий блоков по ознакомлению с родным городом, природой, культурой проводится в форме сетевого взаимодействия с краеведческим музеем.
В совместной деятельности в ходе режимных моментов воспитатели оформляют фотоальбомы, мини-музеи, организуют выставки предметов детского творчества.
Для эффективного воздействия на ребенка используются изобразительная деятельность, прослушивание литературных и музыкальных произведений, праздники, утренники, массовые мероприятия.
Организация образовательной деятельности предусматривает
Игровую деятельность    дидактические игр (игры-беседы, игры-путешествия); театрализованные игры; сюжетно-ролевые.
Коммуникативную деятельность    — познавательные беседы;  совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов.
Продуктивную деятельность    — творческие задания, предполагающие организацию изобразительной деятельности детей
Музыкальную деятельность  -  выступление на праздниках; прослушиванию музыкальных произведений, песен (народных, о ВОВ)
Восприятие художественной литературы    — знакомство с книжной культурой, детской литературой
Двигательную деятельность    подвижные народные игры; спортивные состязания
Трудовую деятельность    —    общественно-полезный    труд (помощь    взрослому;    педагогам украсить группу к празднику)

В рамках реализации программы педагоги используют современные технологии организации образования

Технология проектной деятельности  -  Дошкольники, совместно с педагогами и родителями, разрабатывают и реализуют познавательно -исследовательские, игровые и творческие проекты
патриотической направленности по всем пяти блокам программы
Технология исследовательской деятельности -   Педагоги организуют доступные и интересные детям типы исследования: коллекционирование, путешествие по карте
Технология музейной педагогики  -  Воспитание и образование детей, осуществляется через мини-музей в группе, при участие в их создании детей и родителей.
Технология Квест  -  Педагоги в игровой форме формируют (закрепляют) необходимые знания, умения и навыки при выполнении заданий патриотической направленности
Информационно – коммуникационные технологии -   Педагоги используют информационно -коммуникационные технологии (ИКТ) в целях повышения эффективности образовательного процесса: подбор иллюстративного материала,дополнительного познавательного материала к НОД, презентации, видеоматериалы
Технология интегрированного обучения  -  В рамках программы педагоги проводят интегрированную НОД, что способствует соединению и дополнению знаний из разных образовательных областей на равноправной основе. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированной НОД проходит обобщение материала, презентации тем, итоговые мероприятия.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
Одним из важнейших условий реализации программы является сотрудничество педагогов с семьей. Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие и воспитание ребенка. Поэтому тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу по реализации программы.
Цель сотрудничества: создание условий для активных взаимоотношений, обеспечивающих гармоничное развитие личности ребенка, повышение компетентности родителей (законных представителей) в области гражданско- патриотического воспитания.

Одним из условий реализации программы является современная информационно – техническая база. В группах, реализующих программу, имеются:
ноутбук;
экрана;
музыкальный центр;
телевизор
В методическом кабинете имеется ноутбук, цветной принтер с функциями ксерокса и сканера. Все ноутбуки имеют выход в сеть Интернет с помощью устройства USB-модем.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда является важным фактором при реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию. Правильно организованная педагогами детского сада развивающая среда в группах позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, пополнить знания о родном городе, о своей стране, народе, традициях народов России, научится взаимодействовать с педагогами и сверстниками. Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание уголка патриотического воспитания, но и через содержание других уголков самостоятельной детской деятельности.

В целях приобщения детей к нравственным и духовным ценностям русской народной культуры в дошкольном учреждении периодически в группах создаются мини – музеи

Территория ДОУ - важная составляющая образовательного пространства. Преобразование территории детского сада в многофункциональное пространство, ориентированное не только на повышение двигательной активности, но и гражданско-патриотическое, социально-личностное, интеллектуально-творческое и познавательное развитие дошкольников, является дополнительным ресурсом реализации программы.

Программу «Мы живем в России» реализуют педагогические работники:  воспитатели  средней,  старшей  и подготовительной к школе групп. К проведению досугов, праздников, развлечений, спортивных мероприятий привлекаются музыкальный руководитель.
Организация образовательного процесса
Программа реализуется в течение 3 лет, с детьми от 4 до 7 лет
Первый год обучения – средняя группа (4-5 лет)
Второй год – старшая группа (5-6 лет)
Третий год – подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Реализация образовательных задач осуществляется в рамках совместной деятельности взрослых и детей как в виде организованных познавательно-игровых занятий, целевых экскурсий, сетевой формы взаимодействия, так и в режимных моментах , самостоятельной деятельности детей.
В старшей, подготовительной группах - занятия в первой половине дня, в средней - во второй половине, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий соответствует требованиям СанПин 2.4.1.3049-13

Перспективное планирование образовательной деятельности
Перспективный план составлен в соответствии с парциальной программой гражданско-патриотическое воспитание «Мы живем в России», с добавлением регионального компонента, форм работы.