Суббота, 27.04.2024, 10:38
Приветствую Вас, Гость

"Движение рук тесно связано с речью и ее развитием..." В.М. Бехтерев

Руководитель кружка - воспитатель Елена Николаевна Варибрусова

Пояснительная записка.


Давно известно, что развитие мелкой моторики связано с  развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые, в свою очередь, «отвечают» за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков. 
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков Академии  
психологических наук была подтверждена связь интеллектуального  развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности  тонких движений рук. 
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один  пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. Если мышцы пальцев  напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это неговорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено. 
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук  достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. 
Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на  тренировку сто пальцев 
В литературе последних лет описаны приемы работы по  развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого  развития , с дизартрией, с заиканием. Все авторы подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего  
развития ребенка, и особенно для развития речи. Д Кимура в своих исследованиях также показала, что  существует тесная связь речи с моторной деятельностью рук и  артикуляционного аппарата. Таким образом, роль двигателя развития цен тральной нервной системы, всех психических процессов и, в частности, речи играют формирование и совершенствование мелкой моторики — кисти и пальцев рук.


Задачи:


развитие пальчиковой моторики, используя серии последовательных движений, которые развивают и совершенствуют произвольное внимание и автоматизацию действий.
ритмическая организация движений, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо – зрительно – двигательной координации движений у дошкольников.
усложнение заданий за счет увеличения числа переключений и ускорения ритма.
выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов.

 

Принципы реализации программы 
Принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий 
Принцип доступности заданий
Принцип систематичности знаний, предусматривающий определенную частоту занятий; желательно не менее двух раз в неделю
Принцип закрепления усвоенного с привлечением родителей

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕЛОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОЧЕНЬ МНОГООБРАЗНОЙ И РАЗНОСТОРОННЕЙ. ЕЕ МОЖНО ОРГАНИЗОВАТЬ В РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ. 
РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЯ РУК ДОЛЖНА ПРОВОДИТЬСЯ РЕГУЛЯРНО, ТОЛЬКО ТОГДА БУДЕТ ДОСТИГНУТ НАИБОЛЬШИЙ ЭФФЕКТ ОТ УПРАЖНЕНИЙ. ЗАДАНИЯ ДОЛЖНЫ ПРИНОСИТЬ РЕБЕНКУ РАДОСТЬ.
ЗАПУСКАТЬ ПАЛЬЦАМИ МЕЛКИЕ ВОЛЧКИ.
РАЗМИНАТЬ ПАЛЬЦАМИ ПЛАСТИЛИН, ГЛИНУ.
КАТАТЬ ПО ОЧЕРЕДИ КАЖДЫМ ПАЛЬЦЕМ КАМЕШКИ, МЕЛКИЕ БУСИНКИ, ШАРИКИ.
СЖИМАТЬ И РАЗЖИМАТЬ КУЛАЧКИ, ПРИ ЭТОМ МОЖНО ИГРАТЬ, КАК БУДТО КУЛАЧОК – БУТОНЧИК ЦВЕТКА (УТРОМ ОН ПРОСНУЛСЯ И ОТКРЫЛСЯ, А ВЕЧЕРОМ ЗАСНУЛ – ЗАКРЫЛСЯ, СПРЯТАЛСЯ).
ДЕЛАТЬ МЯГКИЕ КУЛАЧКИ, КОТОРЫЕ МОЖНО РАЗЖАТЬ И В КОТОРЫЕ ВЗРОСЛЫЙ МОЖЕТ ПРОСУНУТЬ СВОИ ПАЛЬЦЫ. И КРЕПКИЕ КУЛАЧКИ, КОТОРЫЕ НЕ РАЗОЖМЕШЬ.
ДВУМЯ ПАЛЬЦАМИ РУКИ (УКАЗАТЕЛЬНЫМ И СРЕДНИМ) «ХОДИТЬ» ПО СТОЛУ ТО МЕДЛЕННО, ТО БЫСТРО. УПРАЖНЕНИЕ ПРОВОДИТЬ КАК ЛЕВОЙ, ТАК И ПРАВОЙ РУКОЙ.
ПОКАЗАТЬ ОТДЕЛЬНО ТОЛЬКО ОДИН КАКОЙ – ТО  ПАЛЕЦ, ПОТОМ ДВА, ТРИ И Т. Д.
МАХАТЬ В ВОЗДУХЕ ТОЛЬКО ПАЛЬЦАМИ.
КИСТЯМИ РУК ДЕЛАТЬ «ФОНАРИКИ»
ХЛОПАТЬ В ЛАДОШИ ТИХО И ГРОМКО, В РАЗНОМ ТЕМПЕ.
СОБИРАТЬ ВСЕ ПАЛЬЦЫ В ЩЕПОТКУ.
НАНИЗЫВАТЬ КРУПНЫЕ ПУГОВИЦЫ, БУСИНКИ, ШАРИКИ НА НИТКУ.
НАМАТЫВАТЬ ТОНКУЮ ПРОВОЛОКУ НА ПАЛЬЧИК.
ЗАВЯЗЫВАТЬ УЗЛЫ НА ВЕРЕВКЕ, ШНУРКЕ.
ЗАСТЕГИВАТЬ ПУГОВИЦЫ, КРЮЧКИ, МОЛНИИ, ЗАМОЧКИ; ЗАКРУЧИВАТЬ КРЫШКИ, ЗАВОДИТЬ МЕХАНИЧЕСКИЕ ИГРУШКИ КЛЮЧИКАМИ.
ЗАКРУЧИВАТЬ ШУРУПЫ, ГАЙКИ.
ИГРЫ С КОНСТРУКТОРОМ, МОЗАИКОЙ, КУБИКАМИ.
СКЛАДЫВАНИЕ МАТРЕШЕК.
ИГРЫ С ПЕСКОМ, ВОДОЙ.
РЕЗАТЬ НОЖНИЦАМИ.
РИСОВАНИЕ В ВОЗДУХЕ.
МЯТЬ РУКАМИ ПОРОЛОНОВЫЕ ШАРИКИ, ГУБКУ.
РИСОВАТЬ, РАСКРАШИВАТЬ, ШТРИХОВАТЬ.
ПЕРЕКЛАДЫВАНИЕ МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ С МЕСТА НА МЕСТО, ПРИЧЕМ ПО ОЧЕРЕДИ ВЫБИРАЯ ТРЕУГОЛЬНИКИ, КВАДРАТЫ, ПОЛОСКИ.
ПРЕСТАВЛЕНИЕ ПАЛОЧЕК В ДОСКЕ С ОТВЕРСТИЯМИ.
СЖИМАНИЕ – РАЗЖИМАНИЕ ПАЛЬЦЕВ В КУЛАК ПРАВОЙ И ЛЕВОЙ РУКОЙ ОДНОВРЕМЕННО И ПО ОЧЕРЕДИ.
СЖИМАНИЕ ОБЕИМИ РУКАМИ МЕЛКИХ РЕЗИНОВЫХ МЯЧЕЙ - БОЛЬШИМ И УКАЗАТЕЛЬНЫМ ПАЛЬЦАМИ, БОЛЬШИМ И СРЕДНИМ, БОЛЬШИМ И БЕЗЫМЯННЫМ, БОЛЬШИМ И МИЗИНЦЕМ.
КРУГОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ КИСТЯМИ.
 ОТВЕДЕНИЕ – ПРИВЕДЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ.
СЖИМАНИЕ ЛАСТИКА РАЗНЫМИ ПАЛЬЦАМИ.
 РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ТРЕБУЮТ УЧАСТИЯ ОБЕИХ РУК. ВЫПОЛНЯЯ УПРАЖНЕНИЯ ПРАВОЙ И ЛЕВОЙ РУКОЙ ПООЧЕРЕДНО, СТИМУЛИРУЕТСЯ  РАЗВИТИЕ ОБЕИХ РУК. ПРОВОДЯТСЯ УПРАЖНЕНИЯ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА, ВКЛЮЧЕННЫЕ В РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ КУБИКОВ ДОМИКОВ, БАШЕН И Т. П., СНАЧАЛА ПО ОБРАЗЦУ, ЗАТЕМ ПО ПАМЯТИ И ПРОИЗВОЛЬНО.
РАСКЛАДЫВАНИЕ И СКЛАДЫВАНИЕ РАЗБОРНЫХ ИГРУШЕК.
СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РАЗРЕЗНЫХ КАРТИНОК.
СКЛАДЫВАНИЕ ИЗ ПАЛОЧЕК, СПИЧЕК ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР, ИЗОБРАЖЕНИЙ, БУКВ.
ОБВЕДЕНИЕ КОНТУРОВ ПРЕДМЕТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ.
РАСКРАШИВАНИЕ КОНТУРНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПРЕДМЕТОВ ЦВЕТНЫМИ КАРАНДАШАМИ.
ВЫРЕЗЫВАНИЕ ЦВЕТНЫХ ПОЛОСОК, ФИГУРОК.
НАМАТЫВАНИЕ НИТОК НА КАТУШКУ, КЛУБОК.
ЗАСТЕГИВАНИЕ, РАССТЕГИВАНИЕ ПУГОВИЦ; ШНУРОВКА.
РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ.
РАБОТА С МОЗАИКОЙ.
МНОГОКРАТНОЕ СЖИМАНИЕ ПАЛЬЦЕВ В КУЛАК И РАЗЖИМАНИЕ.
МНОГОКРАТНОЕ ПООЧЕРЕДНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ РУКИ: КУЛАК –  ЛАДОНЬ –РЕБРО.
ПООЧЕРЕДНАЯ СМЕНА ПОЛОЖЕНИЙ РУК: ЛЕВАЯ РУКА – КУЛАК, ПРАВАЯ – ЛАДОНЬ; ЗАТЕМ НАОБОРОТ.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТОРИКИ, РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ПРОИСХОДИТ РАЗВИТИЕ ВСЕХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ. РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, СПОСОБСТВУЕТ РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ.

ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

СЕНТЯБРЬ
ТЕМА: Я – ЧЕЛОВЕК
 «РАЗГЛАДЬ И НАКЛЕЙ»- РАЗГЛАЖИВАНИЕ СМЯТЫХ БУМАЖНЫХ КОМОЧКОВ С  КОНТУРНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА И НАКЛЕИВАНИЕ НА ЛИСТ.
«ПОМОЖЕМ БАБУШКЕ»- СОРТИРОВКА ФАСОЛИ И ГОРОХА.
«МОЙ ДОМ»- ВЫКЛАДЫВАНИЕ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ МАКЕТА ДОМА И ЖИВОТНОГО (ИЛИ ЧЕЛОВЕКА) С СОБЛЮДЕНИЕМ ПРОПОРЦИЙ.
«ГОТОВИМ УГОЩЕНИЕ»- ЛЕПКА ИЗ ПЛАСТИЛИНА КОЛОБКОВ, КОЛБАСОК, БАРАНОК.
ОКТЯБРЬ

ТЕМА: ОВОЩИ И ФРУКТЫ
 « ОСЕННИЙ ЛИСТ»- ОБВОДКА ТРАФАРЕТА ЛИСТА ЛИПЫ ИЗ ТОЛСТОГО КАРТОНА И РАСКРАШИВАНИЕ ЦВЕТНЫМИ КАРАНДАШАМИ (В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ, НЕ ВЫХОДЯ ЗА КОНТУР).
«ДАРЫ ОСЕНИ»- ЛЕПКА ИЗ ПЛАСТИЛИНА ПОМИДОРОВ И ОГУРЦОВ.
«БОЛЬШАЯ И МАЛЕНЬКАЯ ТАРЕЛОЧКА»- ВЫГИБАНИЕ ИЗ ПРОВОЛОКИ ТАРЕЛОК КРУГЛОЙ И ОВАЛЬНОЙ ФОРМЫ.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»- В МЕШОЧКЕ МУЛЯЖИ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ.
НОЯБРЬ

ТЕМА: ОРУДИЯ ТРУДА. ТРУД В ПРИРОДЕ
 «СОБЕРИ ИНСТРУМЕНТЫ»- ВЫКЛАДЫВАНИЕ ИЗ ПАЛОЧЕК ОРУДИЙ ТРУДА ПО ОБРАЗЦУ.
«ПОЛНОЕ ВЕДЁРКО»- РАБОТА С ПИПЕТКОЙ.
«МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»- ОБВОДКА ТРАФАРЕТОВ ИНСТРУМЕНТОВ И ЗАКРАШИВАНИЕ.
«ЛОВКИЕ РУЧКИ»- УПРАЖНЕНИЕ В ШНУРОВКЕ.
      5.   «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» - ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК.
ДЕКАБРЬ

ТЕМА: ЗИМНИЙ ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.

«НАРИСУЙ ДЕРЕВО НИТКОЙ»- ВЫКЛАДЫВАНИЕ СТВОЛА И ВЕТОК ДЕРЕВА НИТКАМИ.
«ПОСТРОИМ ГОРКУ ДЛЯ ЗВЕРУШЕК «ИЗ СНЕЖНЫХ КОМКОВ»- ИЗГОТОВЛЕНИЕ «СНЕЖНЫХ КОМКОВ» ИЗ БУМАГИ, ПУТЁМ ЕЁ СЖАТИЯ И СКАТЫВАНИЯ МЕЖДУ ЛАДОНЯМИ.
«ОБВЕДИ И РАСКРАСЬ»- ОБВЕСТИ ФИГУРКУ ЛИСЫ (КАРТОННЫЙ ТРАФАРЕТ) И РАСКРАСИТЬ ЕЁ.
«УГОЩЕНИЕ ДЛЯ ЗАЙЦЕВ»- ЛЕПКА МЕЛКОЙ И КРУПНОЙ МОРКОВИ.

ЯНВАРЬ
ТЕМА: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ
 «КЛУБОЧКИ ДЛЯ КОТЯТ»- РИСОВАНИЕ КЛУБОЧКОВ КАРАНДАШАМИ, НАМАТЫВАНИЕ КЛУБКОВ ИЗ ТОЛСТЫХ  ШЕРСТЯНЫХ НИТОК.
«СОБЕРИ КАРТИНКУ»- СОБРАТЬ КАРТИНКУ ДОМАШНЕГО ЖИВОТНОГО ИЗ 4-6 ЧАСТЕЙ.
ТЕМА: ПТИЦЫ ЗИМОЙ
«УГОЩЕНИЕ ДЛЯ ПТИЦ»- ОТЩИПЫВАНИЕ МАЛЕНЬКИХ КОМОЧКОВ ПЛАСТИЛИНА И СКЛАДЫВАНИЕ ИХ НА КОРМУШКУ.
«ПТИЦЫ ХОТЯТ ПИТЬ»- РАБОТА С ПИПЕТКОЙ. «СИНИЦЕ И ВОРОБЬЮ ПОРОВНУ КАПЕЛЕК, ВОРОНЕ- СТОЛЬКО ЖЕ И ЕЩЁ ТРИ».
ФЕВРАЛЬ 
ТЕМА: ПРОФЕССИИ
«СОРТИРОВКА ТАБЛЕТОК»- КРУЖОЧКИ ИЗ КАРТОНА РАЗЛОЖИТЬ ПО ЦВЕТАМ И РАЗМЕРУ.
«ПРОДУКТОВЫЙ МАГАЗИН»- ЛЕПКА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ДЛЯ МАГАЗИНА.
«ПЕРЕБЕРИ КРУПУ»- РАССОРТИРОВАТЬ ГОРОХ И РИС.
«ЗАГОТОВКА ОВОЩЕЙ ДЛЯ БОРЩА»- ВЫГИБАНИЕ КОНТУРА «ОВОЩЕЙ» ИЗ ПРОВОЛОКИ.
МАРТ 
ТЕМА: НАЧАЛО ВЕСНЫ
 «ЗАПЛАКАЛИ СОСУЛЬКИ»- РАБОТА С ВОДОЙ И ПИПЕТКОЙ.
«СОЛНЦЕ СВЕТИТ И ГРЕЕТ»- ВЫКЛАДЫВАНИЕ СОЛНЦА С ЛУЧАМИ ИЗ ПАЛОЧЕК.
ТЕМА: ИГРУШКИ
 «КУКОЛЬНЫЙ УГОЛОК»- ВЫРЕЗАТЬ ДЕТАЛИ ДЛЯ СТУЛА И КРОВАТИ И ВЫЛОЖИТЬ ПО ОБРАЗЦУ.
«РИСУЕМ МЯЧИ»- БЕЗОТРЫВНОЕ РИСОВАНИЕ ОТ ТОЧКИ ПУТЁМ НАРАЩИВАНИЯ ПО ОКРУЖНОСТИ.
АПРЕЛЬ 
ТЕМА: ОДЕЖДА И ОБУВЬ
 «ОДЕЖДА»- ВЫБРАТЬ ТРАФАРЕТЫ ОДЕЖДЫ И ОБВЕСТИ.
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»- УПРАЖНЕНИЕ В ШНУРОВКЕ.
ТЕМА: ПТИЦЫ ВСТРЕЧАЮТ ВЕСНУ
 «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПТИЦЫ»- ВЫКЛАДЫВАНИЕ СИЛУЭТОВ ПТИЦ ИЗ ГОТОВЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР РАЗНОГО РАЗМЕРА.
 «ПТИЦЫ ОТКЛАДЫВАЮТ ЯЙЦА»- ЛЕПКА ИЗ ПЛАСТИЛИНА «ПТИЧЬИХ ЯИЦ» РАЗЛИЧНОЙ ВЕЛИЧИНЫ.
МАЙ
ТЕМА: ТРУД ВЕСНОЙ
 «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГРАБЛЕЙ»- ВЫКЛАДЫВАНИЕ ЗУБЧИКОВ ИЗ КАРТОННЫХ ЗАГОТОВОК.
«СОРТИРОВКА СЕМЯН»- РАССОРТИРОВАТЬ ГОРОХ И ГРЕЧКУ.
ТЕМА: ГОРОД, ТРАНСПОРТ
 «ЧТО ТАМ?»- РАЗГЛАЖИВАНИЕ ТРАФАРЕТОВ ТРАНСПОРТА ИЗ БУМАГИ, СМЯТОЙ В КОМОЧЕК.
«СТРОИМ ДОМ»- ВЫКЛАДЫВАНИЕ ДОМА ИЗ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (МОЗАИКИ, ПАЛОЧЕК,  СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА).