Суббота, 27.04.2024, 11:57
Приветствую Вас, Гость

Руководитель кружка - воспитатель Елена Геннадьевна Андреева

Краткое содержание: кружок по ПДД проводится в неделю один раз, продолжительность 20 минут, в месяц 4 занятия, итого 30 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей старшей и подготовительной к школе группы дошкольного возраста с 5-7 лет с правилами дорожного движения. Она поможет научить дошкольников элементарным навыкам поведения на улице, осознанным поступкам в той или иной ситуации.

Пояснительная записка
С каждым годом на улицах городов увеличивается количество автомобилей, автобусов, троллейбусов. Мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому движению. В кратчайший срок мы стремимся добраться в необходимое нам место, сетуем, если автомобиль или автобус едет медленно, требуем скорости, скорости, скорости...
Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о пешеходе, хотя большую часть времени на улицах городов и посёлков сами являемся именно пешеходами. 
В организации порядка и безопасности движения на улицах многое зависит и от пешеходов.
Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости.
Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процент составляют дети.
Направленность программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Актуальность
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. К этому приводит элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, ее скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Важно, чтобы ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Программа кружковой деятельности «Светофор» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа «Светофор» – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Данная Программа составлена на основе правил дорожного движения, а так же на основе Программы "Светофор". Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. Т.И. Данилова - СПб.: ООО "Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС".
Настоящая программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения.

Цель программы: формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
·        создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
·        развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
·        развивать мотивацию к безопасному поведению;
·        обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
·        воспитывать в детях грамотных пешеходов;
·        формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД);
  Ожидаемые результаты:
Образовательный:
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Реализация данной программы рассчитана на 2 года обучения с детьми старшей и подготовительной к школе группы и позволит получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Рабочая программа «Светофор» реализуется по двум направлениям:
- образовательная деятельность с воспитанниками
- взаимодействие с родителями деятельность детей – педагогов – родителей.


Основные формы и методы работы
Кружковая деятельность проходит в занимательной, игровой форме 1 раз в неделю. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»: 25 минут по пятницам.
Общее количество часов в год – 33 часа.
Интеграция образовательных областей: Познание, Социализация, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество.
Принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда».
Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия.
Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности.
С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности.
Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.
6. Принцип самоорганизации, само регуляции и самовоспитания.
Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно.
Кружковая деятельность состоит из различных видов деятельности:
·        обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
·        самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий);
·        практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетно-ролевые, с правилам, дидактические и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Кружок проводится в доступной и стимулирующей развитие интереса игровой форме. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Основные направления деятельности:
·        Создание условий; работа с детьми; работа с родителями.
·        Ресурсное обеспечение кружковой работы:
1. Уголок “Дорожного движения” в групповом помещении (настольный)
2. Центр “Светофор” в здании ДОУ.
3. Наглядный материал:
- транспорт различного функционального назначения;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры по ПДД;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;
- дорожные знаки.
4. Методический инструментарий.
5. Библиотечка “Школы светофорных наук”.

Работа с детьми
При построении кружковой деятельности по изучению правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
·        ребенок – пешеход;
·        ребенок – пассажир городского транспорта;
·        ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.)
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний детьми:
·        практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, деятельность в уголке по ПДД, макет дорога в детский сад);
·        наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
·        словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); видео метод – ИКТ (просмотр, обучение).
·        методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, этическая беседа, пример);
·        методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения, дорожные ловушки);
·        методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.


Тематический план

Формы работы с детьми и родителями    Содержание работы
Сентябрь
Вводное    Определить начальный уровень знания детьми Правил дорожного движения
Непосредственно образовательная деятельность    Познание – Развитие конструктивной деятельности
 Тема: «Транспорт» - учить создавать из строительного или бросового материала знакомые виды транспорта, закрепить правила безопасности движения.
Целевые прогулки, наблюдения    Обучать детей умению различать грузовой и легковой транспорт
Беседа    «Грузовой и легковой транспорт"
Дидактические игры, упражнения    «Дорога в Изумрудный город»: закреплять знания формы, цвета, содержания дорожных знаков.
Сюжетно-ролевые игры    «Воробьишки и автомобиль»
Работа с родителями    Рекомендации:
- приучайте детей говорить о месте своей прогулки: где и с кем будут играть;
- постоянно напоминайте детям, что нельзя подходить к незнакомым машинам, открывать их, брать что-то, садиться в них -это опасно!
Октябрь
Непосредственно образовательная деятельность    Познание - Социальный мир. Тема: «Наше село» - уточнить представления о родном селе: улицы, виды транспорта, дорожные знаки; побуждать вспомнить правила культуры поведения в общественных местах.
Целевые прогулки, наблюдения    Наблюдение игр детей: обсуждение правильности выбора места игр.
Беседы, рассматривание иллюстраций    «Безопасность на улице» - закрепить знания о культуре поведения во дворе, при ходьбе по тротуару, при переходе проезжей части, на автобусной остановке, в транспорте, при езде на велосипеде.
Дидактические игры, упражнения    «Кто лучше знает свое село» - уточнить знания о родном селе и средствах передвижения по нему.
Сюжетно-ролевые игры    «Улица» - дорожное движение с перекрестком и светофором.
Игровые ситуации    «Мы идем по улице»
Двигательная деятельность    П/и «Кто быстрее соберет светофор» - упражнение в беге в разных направлениях, действии по сигналу, закрепление знания цветов и последовательности сигналов светофора.
Работа с родителями    Рекомендации:
- при переходе проезжей части обращайте внимание детей на стоящий транспорт и скрытую опасность;
- держите ребенка за руку.
Ноябрь
Непосредственно образовательная деятельность    Чтение  художественной литературы. Рассказ Б.Житкова «Что я видел» - закрепить знания о правилах дорожного движения.
Познание – Развитие конструктивной деятельности. Тема: «Улица» - учить выполнять поделки из бумаги путем складывания, объединять их в общую композицию, обыгрывать, закреплять знания о ПДД.
Целевые прогулки, наблюдения    Целевая прогулка на перекресток – учить детей определять скорость транспорта, закреплять знания о ПДД.
Беседа    Тема: Правила и безопасность дорожного движения»
Дидактические игры и упражнения    «Разложи знаки по форме»; «Найди лишний по цвету, форме, содержанию»: закрепление знаний дорожных знаков.
Сюжетно-ролевые игры    «Улица» - в гараже стоит много машин разного назначения; водители берут документы у диспетчера, получают задание, заправляют машину на автозаправочной станции, возят пассажиров.
Работа с родителями    Рекомендации:
- при ходьбе по тротуару учите ребенка идти спокойно, рядом со взрослым, с противоположной от проезжей части дороги стороны.
Декабрь
Непосредственно образовательная деятельность    Коммуникация. Тема: «Составление рассказов по картинкам пособия «Правила и безопасность дорожного движения» - формировать навыки составления рассказа по картинке, закреплять знания о поведении на дороге.
Художественное творчество -  Рисование. Тема: «Пешеходы идут по улице» - закреплять умение рисовать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции фигуры и частей тела.
Целевые прогулки и наблюдения    Наблюдение, как взрослые переходят через дорогу с колясками и детьми: обратить внимание, что в это время нельзя отвлекаться и шалить.
Беседа    «Переходим проезжую часть улицы» - закрепить правила поведения во время перехода через дорогу по «зебре», знаку.
Сюжетно-ролевые игры    «Улица» - движение транспорта и пешеходов регулирует светофор, мамы с колясками и детьми постарше переходят улицу.
Игровые ситуации    «Будь внимательным»
Чтение    М.Ильин, Е.Сигал «Машины на нашей улице»
Работа с родителями    Рекомендации:
- учите детей уступать места пожилым, женщинам, девочкам в общественном транспорте;
- приучайте вести себя в транспорте спокойно, не ходить по салону без надобности, соблюдать чистоту.
Январь
Непосредственно образовательная деятельность    Художественное творчество - Рисование. Тема: «Знаки дорожного движения» - упражнять детей в рисовании разными изобразительными материалами, передавая форму и содержание знаков; закрепить знание знаков дорожного движения.
Коммуникация. Тема: Составление рассказов по картине «Улица города» - учить составлять описательный рассказ, используя точные слова для обозначения предметов; закреплять знания о правилах движения и поведения пешеходов на улице.
Познание – Развитие элементарных математических представлений. Тема: «Куда пойдешь и что найдешь» - учить ориентироваться в пространстве в соответствии с дорожными знаками «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение».
Целевые прогулки, наблюдения    познакомить со знаком «Круговое движение»
Беседа    «Где ремонтируют машины» - уточнить знания о мастерских по ремонту автотранспорта, познакомить со знаком «Техническое обслуживание автомобилей» и игровыми действиями «осмотр машины», «закручивание гаек», «мойка».
Дидактические игры и упражнения    «Угадай, что изменилось» - побуждать видеть изменения в пространственном расположении транспорта и знаков на улице.
«Пройди и собери» - закрепить знания дорожных знаков.
Сюжетно-ролевые игры    «Улица» - движение по улице в соответствии с сигналами светофора, роль которого исполняет ребенок.
Игровые ситуации    «Как поступить» - закрепить знания действий пешеходов и транспорта при определенных сигналах светофора.
Чтение    Г.Цыферов «Сказки на колесах»
Другие формы работы с детьми    Изготовление атрибутов для настольной игры «Построй город» (дома, транспорт, деревья)
Работа с родителями    Рекомендации: при выезде с детьми за пределы населенного пункта обратите внимание на знаки дорожного движения.
                                                            Февраль
Непосредственно образовательная деятельность    Познание – Развитие конструктивной деятельности. Тема: «Улица» (с использованием строительных наборов, бумаги, бросового материала) – уточнить место расположения домов, зеленых насаждений, проезжей части и тротуара.
Коммуникация. Тема: Составление рассказа «Моя улица» - учить составлять последовательный рассказ по схеме, использовать имеющиеся знания о ПДД.
Целевые прогулки, наблюдения    Целевая прогулка по улице: побуждать видеть, как транспортное средство тормозит и продолжает движение по инерции (гололед)
Беседа    «Правила поведения в транспорте» - закрепить знания о культуре поведения в общественных местах: уступать место, не ходить по салону, соблюдать чистоту, самостоятельно выходить после взрослых
Дидактические игры и упражнения    «Построй город» - закрепить знания о частях улицы, движении транспорта по улицам города с выполнением поворотов и движения по кругу в соответствии с дорожными знаками.
Сюжетно-ролевые игры    «Улица» - предложить объединить с играми «Семья», «Детский сад», «Магазин»
Игровые ситуации    «Бабушка на другой стороне улицы» - упражнять в правильном поведении: не вырываться из рук мамы, не бежать навстречу бабушке
Работа с родителями    Рекомендации:
- вместе с детьми определите безопасное место во дворе для катания на лыжах, санках;
- проверьте, знает ли ваш ребенок свой адрес и фамилию, имя, отчество родителей на случай, если потеряется
Март
Непосредственно образовательная деятельность    Коммуникация. Тема: Составление рассказа по картине В.Гербовой «Случай в автобусе» - упражнять в составлении сюжетного рассказа по картине, используя личный опыт
Художественное творчество – Рисование.  Тема: «Моя любимая улица» - закреплять умение изображать предметы и явления, отбирая содержание в соответствии с тематикой; закреплять знания о правилах движения автотранспорта и пешеходов
Беседа    «Чем можем – поможем» - учить замечать затруднения окружающих на улице и в транспорте и стремиться помочь им, показать, где находится знак «Пешеходный переход», уступить место в транспорте и др.
Дидактические игры и упражнения    «Собери знак» - закрепить знания о дорожных знаках, их цвете и форме, учить собирать их, используя пособие Дьенеша
Сюжетно-ролевые игры    «Улица» - водители сдают экзамены на знание ПДД в игре «Школа Светофора»
Игровые ситуации    «В автобус вошла бабушка», «Малыш требует место у окна» - закрепить правила поведения в транспорте
Работа с родителями    Рекомендации:
- учите детей переходить проезжую часть улицы по дорожному знаку «Пешеходный переход», по «зебре»;
- приучайте детей переходить проезжую часть спокойно, по прямой, не бежать

Апрель
Непосредственно образовательная деятельность    Художественное творчество – Аппликация. Тема: «Пешеходы идут по улице» - учить вырезать симметричные фигуры из бумаги, сложенной вдвое; побуждать создавать коллективную композицию, дополнять ее деталями, отражая впечатления от окружающего мира
Коммуникация. Тема: Составление рассказов из личного опыта «Как я шел с мамой в детский сад» - учить составлять рассказ на предложенную тему
Целевые прогулки, наблюдения    Целевая прогулка к проезжей части улицы: показать, как тормозят машины в дождливую погоду и как это опасно для пешеходов
Беседа    «Как перейти улицу» - закрепить правила движения по знаку
Дидактические игры и упражнения    Лото «Найди пару знаку» - закрепить знания дорожных знаков (цвет, форма, содержание)
Сюжетно-ролевые игры    «Улица» - объединение с играми «Ателье», «Магазин»
Игровые ситуации    «Опасности на дороге»
Чтение    Д.Денисова. Как перейти дорогу
Другие формы работы с детьми    Развлечение «Петрушка на улице»
Работа с родителями    Рекомендации:
- продумайте и найдите наиболее безопасный путь от дома до д/сада;
- убедите ребенка, что нужно позвонить по телефону «02», если он заблудится, но баловаться с телефоном нельзя;
- беседа с родителями о ПДД
Май
Непосредственно образовательная деятельность    Художественное творчество – Аппликация. Тема: «Улица» - побуждать создавать коллективную композицию, передавая определенную дорожную ситуацию
Художественное творчество – Рисование. Тема: «Улица города» - побуждать отражать впечатления от окружающего; изображать части улицы, транспорт, знаки, пешеходов
Целевые прогулки, наблюдения    Наблюдение за переходом проезжей части пешеходами
Беседа    «Что должны знать и уметь водители» - уточнить знания о транспорте и ПДД, состояние здоровья водителя
Дидактические игры и упражнения    «Закончи движение машины» - упражнять в решении проблемных ситуаций при движении транспорта
Сюжетно-ролевые игры    «Улица» - грузовые и легковые автомобили едут по улице, пешеходы идут по тротуару; водители заботятся о своем транспорте
Двигательная деятельность    Езда на самокате - учить детей отталкиваться правой и левой ногой
Чтение    Н.Носов. Автомобиль, Д.Денисова. Как перейти дорогу
Работа с родителями    Родительское собрание: «Меры по предупреждению детского травматизма»
 
 
   


Используемая литература:
1. Данилова Т.И. Программа "Светофор". Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. - СПб.: ООО "Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2011. - 208с.
2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: Детство – Пресс, 2007.
3. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: Детство - Пресс, 2010.
4.  Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: 2005.
5. Занятия по правилам дорожного движения. //Под ред. Романовой Е.А., Малюшкина А.Б.– М.: ТЦ Сфера, 2009.
6. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.