1.Что такое логопедия?
Логопедия – это наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания.
2. Логопед в детском саду.
Итак, немного о том, какая именно логопедическая помощь оказывается в детском саду « Солнышко». Начну с того, что набор детей для занятий в логопункте осуществляется на основе районной медико-психолого-педагогической комиссии (ПМПК) и приказа по детскому саду о зачислении.
Цель моей работы как учителя - логопеда:
1. Оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте 4-7 лет с фонематическими, фонетическими, фонетико-фонематическими нарушениями речи (ФФНР) и общим недоразвитием речи (ОНР).
2. Подбор индивидуальной коррекционно - развивающей программы для каждого ребенка.
Мною проводится обследование воспитанников, которое состоит из:
1. Фонематического восприятия и навыков звукового анализа – синтеза;
2. Словообразовательного процесса;
3. Слоговой структуры речи;
4. Грамматического строя речи;
5. Связной речи.
На основе обследования определяется структура и степень выраженности имеющегося у ребенка дефекта речи. С учетом этого проводятся индивидуальные (подгрупповые) занятия по восстановлению нарушенных функций.
Коррекционная работа ведется в тесном контакте с воспитателями, музыкальным руководителем и родителями.
Основными задачами каждого учителя-логопеда на логопедическом пункте являются:
1. Формирование фонематического слуха у детей с нарушением речи;
2. Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
3. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития детей;
4. Привитие детям навыков коммуникативного общения;
5. Оказание помощи педагогам МБДОУ в проведении работы по воспитанию у детей звуковой культуры речи, формированию лексико-грамматических категорий и связной речи;
С детьми проводятся фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.
На занятиях по подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов, определять место звука в слове.
На подгрупповых занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесенности слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.
На индивидуальных занятиях с детьми проводится:
- артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика и дыхательная гимнастика;
- постановка звука;
- автоматизация навыка произношения звука;
- дифференциация смешиваемых звуков;
- закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.